Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Пираты. Разбойники. Авантюристы / Художники /

Справочник «Художники»

Рерих Николай Константинович
(1874—1947)

Рерих Николай Константинович (1874—1947)

Русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в Академии художеств (1893—1897) у Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Кормона в Париже (1900—1901). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906—1918). Действительный член петербургской Академии художеств (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910—1919). С конца 1890-х характер творчества Рериха во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Рериха — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Рериха осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х) манере Рериха, впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств — чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Рерих писал темперой; с 1920-х — преимущественно синтетическими красками). К 1910-м также относятся работы Рериха в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» Бородина, 1914, — в Русских сезонах Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине, 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

С 1918 Рерих жил за рубежом (в начале 1920-х в основном — в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924—1928 и 1934—1935) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция, дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929—1942 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Рерихом в Нагаре совместно с сыном. Для живописи Рериха 1920—1940-х (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения — в Русском музее). Некоторым работам Рериха этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Рериха с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).

С 1920-х Рерих вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры. Известны патриотические выступления Рериха во время Великой Отечественной войны. Значителен вклад Рериха в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Рериху возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.


СССР, 1974, Заморские гости

СССР, 1974, Рерих, «Заморские гости»

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня