Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Фрагменты Российской истории / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Великое Княжество Литовское, Русское и Жмудское (Wialikaje Kniastwa Litowskaje, Ruskaje, Żamojckaje)

Великое Княжество Литовское, Русское и Жмудское (Wialikaje Kniastwa Litowskaje, Ruskaje, Żamojckaje)

Государство, образованное в 1253 путем коронования князя Миндовга в Новогрудоке. По Люблинской унии 1569 объединилось с Польшей в Речь Посполиту. В 1795 территория Литвы была захвачена и разделена Австрией, Пруссией и Россией.

Литовское племя было расселено на Балтийском поморье между устьями Вислы и Западной Двины; позже оно заняло половину бассейна Западной Двины и почти весь бассейн Немана, на западе доходя до низовьев Вислы, на юге — до середины Западного Буга. Соседями Литвы были отчасти ливы, и славяне (кривичи, дреговичи, мазовшане, поморяне). В Х—XI веках литовцы распадались на несколько народов, известных под особыми названиями: летыгола (латгалы) — по правой стороне нижнего течения Западной Двины, жемгала (семигаллы) — по левому берегу её от середины до моря, корсь (курши, у западных писателей куроны) — на полуострове Рижского залива. По нижнему течению Немана и его притокам, Дубисе и Невяже, жила жмудь (жемайтийцы), по среднему течению Немана и по Вилии — литва. К западу от жмуди по берегу моря жили десять колен пруссов, по южным окраинам собственной Литвы — ятвяги, достигавшие до Западного Буга и северных пределов Волыни. Из всех этих народов более других развилась культура у пруссов, что объясняется их особым географическим положением, рано заставившим их вступить в борьбу с соседями. У пруссов развились народные мифы, сложились эпические сказания о Войдевуте и Прутене, образовался правильный культ богов и жреческое сословие, бывшее единственной связью между литовскими племенами.

Средневековые писатели изображают литовцев в домашнем быту добродушными, обходительными и гостеприимными, на войне — суровыми, хищными. В IX и Х веках литовцы занимались преимущественно звероловством, рыболовством, изредка земледелием; есть указание на бортевое пчеловодство и на скотоводство, особенно на разведение лошадей, которых они употребляли в пищу. Торговые сношения у них были с городами славяно-балтийского поморья и с землей кривичей: они меняли шкуры, меха, воск на металлические изделия и оружие. Среди литовцев рано встречаются зачатки сословий: были роды, владевшие многочисленной не свободной челядью; из этих родов избирались местные князья (кунигасы). Рабами (несвободная челядь) были главным образом военнопленные. Жреческое сословие не составляло особой касты; доступ в него был свободен. Оно пользовалось громадным значением в народе и было многочисленно. Жрецы у литовцев назывались вайделотами (лит. Vaidila); были и жрицы вайделотки. Богам своим литовцы приносили в жертву животных, а в торжественных случаях — и людей. При погребении знатные сожигались вместе с любимыми предметами и рабами. Загробную жизнь литовцы представляли себе продолжением настоящей.

До XIII века у литовцев не было объединяющей политической власти, как не было и объединяющих центров-городов. Во второй половине XIII века в источниках упоминаются литовские вожди, но власть их простирается только на незначительную территорию, на сельские округи. Отсутствие политической организации сказалось особенно тяжело после того, как с конца XII века и с начала XIII века на границах литовской земли стали поселяться немцы, с каждым годом продвигавшиеся все дальше. Сначала литовские племена стараются, каждое в отдельности, отстоять свою самостоятельность; когда силы их ослабевают, они примыкают к государствам ближайших соседей, например князей славянского поморья, Святополка и Мествина. Это, впрочем, только на время задержало наступление немцев, к концу XIII века окончательно подчинивших себе пруссов, латышей и жемгалу.

Тогда на политическое поприще выступают Литва и Жмудь и приобретают новую силу вследствие отношений, в какие они стали к русским областям. Восточными соседями литовских племен было полоцкое княжество. Экспансия крестоносцев заставила полочан и литовцев искать точки соприкосновения во внешней и внутренней политике. После основания крепости Рига полоцкие и литовские князья объединяются и начинают совместно бороться с крестоносцами. С конца XII века литовцы начинают уже предпринимать систематические походы на Русь. В первой половине XIII века литовские князья освобождают от татар туровских и смоленских князей. В 1239 литвин княжил даже в Смоленске, откуда был изгнан Ярославом Всеволодовичем. Окончательно литовское княжество основывается на русской территории Миндовгом, сыном Рынгольда, княжившим в Новгородке-Литовском. В 1252—1255 Миндовгу уже принадлежали города Волковыск, Слоним, Здитов, Гродно; Пинск признавал его верховную власть, а его племянники утвердились в Полоцке, Витебске и земле Смоленской. Ему пришлось, однако, бороться не только с привычными врагами (татарами, крестоносцами, москалями), но и с язычниками на собственных землях. С ливонским орденом Миндовг заключил договор и даже притворно принял христианство (1250); но уже в 1260 под руководством Миндовга, отрекшегося от христианства, вспыхнуло восстание в Жмуди, Литве и Корси, и орден потерпел поражение на реке Дурбе в Курляндии. В 1263 Миндовг был убит вследствие заговора многочисленных литовских и русских князей, не примирявшихся с его самовластием.

Государство не распалось: в нём начинается только борьба двух партий, русской, представителем которой был обрусевший Товтивил полоцкий, и литовской с Тройнатом во главе. Товтивил был убит и вокняжился Тройнат. Представителем русских интересов и вместе с тем христианства явился тогда старший из сыновей Миндовга, Войшелк; он одержал победу над Тройнатом, но скоро был убит, после чего опять на двадцать с лишком лет возобладало литовское начало, проявившееся в преобладании язычества и в стремлении к обособленности отдельных земель. Между 1282 и 1291 в Литовском государстве вокняжилась новая династия. Она происходила из жмудских владетельных князей Эйрагола, а основатель её, Сколмант, служил у Тройдена, князя литовского. В 1295 Пукувера Будивида сменил сын его Витен (1295—1316), а затем второй сын, Гедимин (1316—1341). Они соединили под своей властью силы литовцев, остановили движение немецких крестоносцев и присоединили к Литве многие из русских областей. При Гедимине литовцы проявляют немалые успехи в военном деле.

Значение русской народности сказывается и в титуле «великого князя литовского, русского и жмудского». Две трети территории Литвы при Гедимине занимала русская народность. С московитами у Гедимина существовал мир; он сносился также с Польшей, германскими городскими общинами и папой, но попытка последнего крестить Гедимина не имела успеха. Есть известия, что Гедимин находился в сношениях с Золотой Ордой и пользовался татарскими отрядами в войне против крестоносцев. Так как в Литве не существовало определенного порядка престолонаследия, то в течение пяти лет по смерти Гедимина (1341—1345) Литовское государство подверглось опасности распадения на самостоятельные земли. Оно разделилось на 8 частей, находившихся в управлении брата Гедимина, Войпа, и семи сыновей Гедимина: Монвида, Наримунта, Кориата, Ольгерда, Кейстута, Любарта и Явнутия. Этим хотели воспользоваться крестоносцы, заключившие в 1343 союз с Польшей и деятельно готовившиеся к походу на Литву. В это время на сцену выступают братья Ольгерд и Кейстут. Все стремления Ольгерда, христианина и женатого сперва на княжне витебской, затем на княжне тверской, сосредоточены на завоевании русских областей и на приобретении влияния в русских землях. Право княжения он признавал только за представителями одного княжеского рода; все члены его имели право на княжение, обязываясь только подчиняться, вследствие семейного принципа, старшему в роде. Кейстут был тесно связан с Литвой, женат на дочери жмудина и исповедовал веру отцов. Соглашение между Ольгердом и Кейстутом произошло в начале 1345. Явнутий был изгнан, и все братья должны были повиноваться Ольгерду, как великому князю. Попытки сопротивления со стороны бежавших было в Москву Явнутия и Наримунта были безуспешны.

Поход крестоносцев на Литву (1345) окончился полной неудачей. Дальнейшая борьба между Литвой и Орденом, руководимая Кейстутом, носила скорее «партизанский» характер. Ольгерд между тем направляет свои силы на татарские земли, стараясь утвердить свое влияние в Новгороде и Пскове. Это ему удается только отчасти вследствие соперничества Москвы; зато смоленский князь находится в прямой зависимости от Ольгерда, несмотря на походы русских в 1368 и 1375. В княжение Симеона Иоанновича Ольгерд находился в мирных отношениях к Москве; при Дмитрии Донском разрыв между ними произошёл из-за Твери, где спорили кашинский князь Василий Михайлович с племянником Всеволодом Александровичем Холмским. Первого поддерживала Москва, второго — Литва. Ольгерд совершил несколько походов в московские владения (1368, 1370 и 1372), но они были неудачны; наконец, литовский князь потерял всякое влияние на тверские дела. На юге владения Ольгерда расширились присоединением около 1360 Брянского, Северского и Черниговского княжеств. В 1362 после победы Ольгерда над тремя татарскими князьями на берегах реки Синие Воды была присоединена к Литве Подольская земля. Вслед за Подолией была освобождена и Киевская земля: Ольгерд сместил княжившего там своего брата князя Феодора, подчиненного Золотой Орде, и отдал Киев своему сыну Владимиру. За обладание Волынью Ольгерду пришлось выдержать упорную борьбу с Польшей, окончившуюся миром в 1377. Уделы Берестейский, Владимирский и Луцкий отошли к Литве, а земли Холмская и Белзская — к Польше.

В 1377 Ольгерд умер, оставив после себя двенадцать сыновей. Хотя старшим в ряде оставался Кейстут, но согласно желанию Ольгерда он признал старшинство своего племянника, Ягайла. Последнего не хотели признать его братья; старший из них, Андрей Полоцкий, отъехал в Москву. Вскоре произошёл разрыв между Ягайлом и Кейстутом. Последний, узнав о сношениях племянника с Орденом, с целью утверждения единовластия в Литве, восстал против него и в 1381 свергнул с престола. В следующем году Ягайлу удалось захватить Кейстута и уморить его в тюрьме. Во время этой борьбы Ягайло уступил ордену Жмудскую землю (1382). Сын Кейстута, Витовт, убежал из тюрьмы к немцам и с ними начал наступление на Литву. Ягайло поспешил помириться с Витовтом и в 1384 дал ему в удел Гродно и Троки. В 1386 Ягайло женился на польской королеве Ядвиге и принял католичество. В 1387 Ягайло с Ядвигой приехали в Вильну и здесь начали обращение как язычников, так и православных в католичество. Поляки, из которых главным образом состояло латинское духовенство, получили в это время сильное влияние на литовские дела. Князем литовским был посажен брат Ягайла, Скиргайло, признавший над собой верховную власть польского короля. Литовским боярам, принявшим католичество, Ягайлом была дана привилегия владеть землей без ограничения со стороны князей; имения их освобождались от повинностей, за исключением постройки городов всей землей. Для католиков вводились польские кастелянские суды.

Эти порядки вызвали неудовольствие среди литовцев, во главе которых стал Витовт, ища союзников и в крестоносцах, и в великом князе московском Василии Дмитриевиче, за которого он отдал в 1390 свою дочь Софью. Ягайло помирился с Витовтом, который стал великим князем литовским; Скиргайло был переведён в Киев, где вскоре умер, как говорили — от отравы. Витовт, в 1395 вернувший Литве Смоленск, скоро начал стремиться к полной самостоятельности и отказал Ягайлу в дани. В 1399 он решился помочь Тохтамышу, свергнутому с престола, но на берегах Ворсклы потерпел поражение от татарского мурзы Эдигея, вследствие чего вынужден был заключить мир с новгородцами, потерял Смоленск (вскоре, впрочем, им вновь занятый) и стал искать сближения с Ягайлом. В 1401 в Вильне был подписан акт, в силу которого по смерти Витовта власть его переходит к Ягайлу, а по смерти последнего поляки обязываются не избирать короля без согласия Витовта. Отношения Витовта к ордену были враждебны; жмудская земля, отданная немцам, постоянно обращалась к Литве с просьбою об освобождении. С помощью Ягайла Витовт нанес ордену в Грюнвальдской битве такое поражение, от которого орден уже не мог оправиться (1410). По торнскому миру (1411) Ягайло и Витовт получили Жмудь в пожизненное владение, а в 1422 рыцари совсем отказались от неё. После этого в Городне на сейме ещё раз было подтверждено соединение Литвы с Польшею: в Литве учреждаются сеймы, литовское дворянство сравнивается правами с польским. Впоследствии влияние поляков и католического духовенства в Литве возрастает.

Витовт стремился к соединению церквей, считая униатство компромиссом, на который могут пойти как православные, так и католики; но все его переговоры по этому поводу и поддержка гуситов не привели ни к чему. В последние годы Витовт опять помышлял об отделении Литвы от Польши и задумал с этою целью короноваться, но поляки перехватили послов, везших ему корону от императора Сигизмунда. По смерти Витовта (1430) литовские и русские бояре провозгласили литовским князем Свидригайла, брата Ягайла, и последний признал это избрание. Свидригайло сразу стал вести себя вполне самостоятельно и этим вооружил против себя польских панов. Сигизмунд Кейстутович, опираясь на них, завладел престолом, но Свидригайло ещё шесть лет держался в русских областях. Недовольство против Сигизмунда выразилось в заговоре, от которого он и погиб в 1440. Одни стояли за сына Сигизмунда, Михаила, другие — за Свидригайла, третьи — за короля Владислава. Последний, избранный в то время венгерским королем, послал наместником в Литву брата своего Казимира, которого литовцы избрали великим князем. Попытка поляков разделить Литву между Владиславом и Казимиром вызвала сильное сопротивление среди литовцев. Казимир изучил язык литовцев и свыкся с их обычаями.

После смерти Владислава поляки избрали королем Казимира и требовали соединения Литвы с Польшею, но литовцы дружно этому противились. На целом ряде сеймов (люблинский 1447, парчевский 1451, серадский 1452, парчевский и петроковский 1453) трактовался этот вопрос, но соглашения достигнуто не было. Отношения Казимира к Москве были неприязненные, но дело не шло дальше мелких пограничных нападений. При Казимире учреждена была запападно-русская православная митрополия в Киеве (1458). Казимир и его преемники подтвердили независимость митрополичьего суда, неприкосновенность церковных имений; князья почти никогда не вмешивались в поместные соборы. Все это сделало зап.-русских митрополитов гораздо более независимыми от светской власти, чем были московские. Согласно завещанию Казимира (1492) Польша перешла к его сыну Яну-Альберту, Литва — к Александру. По смерти Яна-Альберта (1501) Александр (1506) стал и королём польским. Он стремился к распространению польского начала в литовско-русском государстве. При нём в 1501 была подтверждена политическая уния Литвы с Польшей на началах, установленных ещё Ягайлом. Переход в Москву многих служилых литовских князей с своими землями лишил Литву большей части чернигово-северских уделов; это повело в 1499 к войне, окончившейся шестилетним перемирием, по которому за Москвой остались завоеванные области и до 20 смоленских и чернигово-северских уделов. Смоленск остался за Литвою.

После Александра великим князем Литовским был избран младший Казимирович, Сигизмунд (1506—1548), немного позже избранный и королём польским. Его постоянной целью было ещё большее сближение Литвы с Польшей. Ему приходилось выдерживать борьбу с притязаниями шляхты, сеймы которой постоянно усиливались. Разладу между королем с одной стороны, духовенством и дворянством — с другой много способствовала и вторая жена Сигизмунда, Бона. Раздача имений с освобождением владельцев от повинностей тяжело ложилась на государственную казну. Земли сначала раздавались во временное пользование, но затем мало-помалу обращались в наследственные. На сейме 1535 по предложению Сигизмунда состоялось постановление о поверке шляхетских прав на землю на основании коронной метрики. Сигизмунд решился провести также «экзекуцию прав», то есть общую поверку шляхетских прав и статутов, а затем восстановить некоторые налоги, отмененные прежними королями, например воловщину с продаваемого шляхтой скота. Это возбудило сильное неудовольствие; когда во Львове собралось в 1537 посполитое рушенье против Молдавии, шляхта не хотела примкнуть к нему и поход не состоялся. Этот эпизод носит ироническое название «куриной войны».

Реформация проникла в Литву из Пруссии, но распространялась сначала довольно слабо. При Сигизмунде-Августе завершился люблинской унией 1569 процесс политического соединения Литвы с Польшей, подготовленный предыдущей историей. Уния встретила сильное противодействие среди литовцев; сейм длился девять месяцев; литовские депутаты оставляли его, и только сильным давлением удалось заставить их согласиться на условия унии, поставленные в ущерб Литве. Она должна была уступить Польше Подляхию, Волынь и княжество Киевское. Ливония была объявлена принадлежностью обоих государств; король избирается на общем сейме; в сенате заседают члены от обоих народов; на сейме происходят совещания сообща. Многие важные вопросы дальнейшей жизни соединившихся государств хотя и обсуждались на люблинском сейме, но остались нерешенными.

Во главе Литовского государства стоял с XIV века великий князь (господарь), происходивший из династии Гедимина, но наследовавший престол не по определенному порядку. Раньше князь назначался предшественником (Ягайло), или польским королем (Свидригайло), или сам добивался престола (Витовт); позже (со времен Казимира) он избирался литовско-русскими вельможами. Вельможество приобрело сильное влияние в Литовской Руси и было почти независимо от общих органов управления. Контингент его образовался, с одной стороны, из прежних удельных князей, с другой — путем раздачи великими князьями поветов и волостей в «держанье», в управление, с очень широкими, часто переходившими по наследству правами. Вельможи были и самыми крупными собственниками в Литве. Они составляли раду литовскую, или панов-раду, совета которой князья спрашивали во всех государственных делах. С Ягайла в Литве прививается заимствованный из Польши обычай сеймов, на которых те же вельможи имеют господствующее значение, несмотря на старания некоторых великих князей поднять значение мелкой шляхты.

В руках крупных землевладельцев находились и все важнейшие должности: гетмана — предводителя войск и военного судьи, канцлера — хранителя королевской печати и заведовавшего государственной перепиской, маршала — представителя служилого сословия, воевод — управлявших целыми областями с властью военной, административной и судебной, каштелянов — помощников воевод, старост — подчиненных воеводам правителей целых областей (Жмудь) или отдельных поветов. Строй литовско-русского государства и права сословий определялись особыми привилеями, переносившими польские государственные понятия на литовскую почву. Привилеи давались как целому государству, так и отдельным областям, сословиям или группам лиц (шляхте, горожанам, евреям). Не всегда, конечно, исполнялось все обещанное в этих привилеях, но они значительно приближали литовский строй государства к польскому.

В отношении управления литовско-русское государство носило федеративный характер. Собственно литовская земля, составившая ядро государства, занимала преобладающее положение; в состав её входили, кроме областей, населённых чисто литовским племенем, и те русские земли, которые были слишком слабы, чтобы сохранить отдельное и самостоятельное положение (земля Берестейская, турово-пинские княжества). Собственно Литва делилась на два воеводства, Виленское и Троцкое. Остальные земли, примкнувшие к литовскому княжеству по соглашениям и договорам (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жмудская, Киевская, Волынская, Чернигово-Северская, Подолье), сохранили свою самостоятельность и самобытность. Органами общего управления в литовско-русских областях были первоначально наместники и тивуны, которые чинили суд и расправу. Наместники, сидевшие в центрах удельных княжеств или особых самостоятельных владений, впоследствии по польскому образцу стали называться старостами. Главные наместники бывших княжеств виленского, троцкого, киевского, полоцкого, витебского и смоленского были переименованы потом по польскому образцу в воевод, причём в Литву стала проникать идея, что воевода — глава и представитель местного шляхетства.

Крепостное право в шляхетских имениях получает определенные формы уже в XV веке. Земским привилеем 1457 Казимир IV запрещал перезывать крестьян с частных земель на казенные. Тогда же начинает постепенно развиваться и вотчинный суд помещика, к концу XV и к началу XVI века сделавшийся принадлежностью землевладения.

Положение церкви в Литве значительно изменялось по мере проникновения в Литву польских порядков. До брака Ягайла с Ядвигой преобладающим исповеданием в Литве было православие. Ягайло стал стремиться к господству католичества; его дело продолжал Витовт, которым сделана была попытка отделить литовскую православную епархию от московской. После отказа константинопольского патриарха поставить особого митрополита для Литвы собор западнорусских епископов по настоянию Витовта поставил в сан киевского митрополита Григория Цамблака. Последний правил митрополией до 1419, когда Витовт примирился с московским митрополитом Фотием. Но православие все же оставалось сильным в Литве, и даже ревностный католик Сигизмунд Кейстутович должен был сравнять в своём привилее 1432 православных с католиками. Когда митрополит Исидор, подписавший флорентийскую унию, был отвергнут в Москве и признан в Литве и уния стала считаться, таким образом, совершившеюся. Уния, однако, была непрочной: Исидор не жил в Литве, а великий князь Казимир признавал верховным пастырем московского митрополита Иону, пока не была учреждена особая западнорусская митрополия в Киеве.

Только первый митрополит «киевский, литовский и всей России» Григорий признавал флорентинскую унию; преемник его Мисаил (1474—1477) и последующие митрополиты действовали уже в духе православия. Для борьбы с православием был основан в Вильне Казимиром орден бернардинов; около 1480 было запрещено православным строить храмы в Витебске и Вильне. При Александре, несмотря на заверения великого князя, что православие в Литве свободно, насилия над православными продолжались. Главным виновником их был епископ виленский Войтех Табор, нашедший себе помощника в смоленском епископе, возведенном потом в сан киевского митрополита, Иосифе Солтане (1499—1517). При Сигизмунде I церковная политика была неустойчива. В Галиции, например, православное духовенство было подчинено католическому львовскому епископу; православный Константин Острожский не мог быть назначен сенатором. С другой стороны, в 1511 был выдан привилей православному духовенству; в 1531 виленскому католическому епископу было запрещено судить православных. Митрополит киевский то избирался соборами, то указывался великим князем. Ему подчинялись 8 епископов, а все вместе находились в подчинении константинопольскому патриарху. Православные архиереи сохранили все свои права. Западнорусское духовенство собиралось на соборы и издавало постановления для местной церкви.

Официальным языком был старобелорусский (западнорусский, русинский); статутом 1566 употребление его предписывалось судам. Господство западнорусского языка не привело к процветанию литературы. Из проповедников известен один Григорий Цамблак, проповеди которого отличаются не глубокомыслием, а ораторскими талантом и одушевлением. Литовско-русские летописи кратки, отрывочны и касаются только внешней стороны событий. В XVI веке была заведена первая типография в Кракове, печатавшая церковнославянские книги. С 1517 печатанием книг занимается доктор медицины Франциск Скорина из Полоцка. В 1517 он напечатал в Праге чешский псалтырь, затем 22 священные книги на старославянском языке, проверив предварительно переводы по греческому и еврейскому текстам и по Вульгате. Перенеся свою деятельность в Вильну, Скорина напечатал в 1526 Апостол и Следованный псалтырь.

В Литве свою деятельность печатников после бегства из Москвы продолжили и известные русские первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Они работали у гетмана Ходкевича, который основал типографию в своём имении Заблудове. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии силами Ивана Фёдорова и Петра Мстиславцева, было «Учительное евангелие» (1568) — сборник бесед и поучений с толкованием евангельских текстов. В 1570 Иван Фёдоров издал «Псалтырь с Часословцем», широко использовавшуюся также и для обучения грамоте.

О распространении грамотности в Литве за это время нет сведений, хотя обилие дошедших письменных актов показывает, что грамотных было немало. Об особых школах для православных не слышно; учились они, вероятно, домашним способом. Для католиков с XVI века учреждались школы, и даже обязательно, при церквях. Ядвига учредила коллегию из 12 литовцев при пражской академии; затем была восстановлена академия краковская, где окончило курс немало литовских бояр.


Литва, 1932, Съезд королей

Литва, 1932, Съезд королей

Литва, 1997, Серебрянная монета

Литва, 2003, Подъем Литвы

Литва, 2004, Битва при Грюнвальде

Литва, 2005, Литва в XV—XVI веках

Срединная Литва, 1921, Люблинская уния

Украина, 2005.09.17—18, Винница. Водонапорная башня

Украина, 2005, 650 лет Виннице

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня