Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Художники /

Справочник «Художники»

Карягды Джелал Магеррам оглы
(род. в 1914).

Азербайджанский скульптор. Профессиональная скульптура появилась в Азербайджане только после Октябрьской революции. Среди первых скульпторов республики был Джелал Магеррам оглы Карягды.

Джелал Магеррам родился в городе Шуша в семье музыканта. Его склонность к искусству, особенно изобразительному, была замечена еще в детстве. В 1928 местная комсомольская организация направила его на учебу в Баку. Юношу приняли в Азербайджанский художественный техникум. Учась на живописном отделении, Карягды увлекся скульптурой. Джелал с самого начала своего творческого пути стоял на реалистических позициях, которым следовал всю свою творческую жизнь. По окончании техникума его оставили преподавать там же рисунок. Параллельно Карягды сотрудничл с бакинскими журналами — создавал для них политические рисунки на актуальные темы международной жизни. Но Джелала не оставляет желание продолжить образование, стать скульптором. С 1934 по 1937 год он учился в Тбилисской Академии художеств у замечательного скульптора-портретиста Якова Николадзе, оказавшего сильное влияние на творчество Карягды.

Начало творческой жизни Джелала как скульптора совпало с периодом, когда активно оживилась художественная жизнь Баку. Карягды сразу стал получать интересные заказы. Первой самостоятельной работой, еще незрелой, несовершенной, было создание портретов азербайджанских революционеров для открывавшегося музея истории большевистских организаций Баку и Азербайджана. Следом были созданы два барельефа для павильона Азербайджана на ВДНХ — «Животноводство» и «Садоводство». Первой монументальной работой скульптора стала статуя «Колхозник», которая была установлена на дюккере террасы Самур-Дивичинского канала.

Интересной работой, в которой Карягды показал себя профессиональным скульптором, владеющим монументальной пластикой, был созданный в 1940 памятник поэту Вагифу для фасада музея имени Низами. Задачей Карягды было передать обобщенный образ национального поэта XVIII века. Какой-либо иконографический материал о Вагифе отсутствует, и, чтобы быть убедительным, скульптор изучал эпоху, жизнь и творчество поэта. В этой работе автору удалось решить сложную задачу синтеза архитектуры и скульптуры — фигура Вагифа хорошо увязана с фасадом здания и национальным орнаментом, украшающим стену.

В годы Великой Отечественной войны Джелал Карягды служил художником в редакции многотиражной дивизионной газеты. Его фронтовые зарисовки, карикатуры регулярно появлялись на ее страницах.

Первой значительной работой, выполненной скульптором после возвращения домой, был рельеф «Фархад, рассекающий скалу». В этой работе удачно найденный ритм кругового движения, динамичная темпераментная лепка передают мощь и силу героя, его взволнованное состояние, готовность совершить подвиг во имя любви. На первом плане в резком экспрессивном движении фигура юноши, занесшего над головой молот, а в глубине рельефа — моделированные значительно тоньше и мягче, как бы тающие в световоздушной среде, фигуры Ширин и ее подруг.

В послевоенные годы Карягды создал целую галерею скульптурных портретов героев, воинов, защищавших Родину. Это значительные работы в творчестве скульптора — в них точное портретное сходство, образная эмоциональность, свободная, красивая лепка (портреты дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна, летчика А. Кулиева).

Среди скульптурных работ Карягды много портретов деятелей культуры Азербайджана и национальных классиков. Эти образы отличает жизненность и композиционная ясность, пластические средства служат в них для выявления содержательности, многогранности характера, для раскрытия духовной красоты человека. Портреты народного артиста СССР Бюль-Бюля, народного артиста СССР Р.Бейбутова, заслуженного деятеля искусств Дж. Дангирова, поэтессы XIX века Натаван, народного поэта Сабира, композитора Ниязи, бесспорно, можно отнести к лучшим достижениям азербайджанской портретной скульптуры.

Отдельное место в творчестве Карягды занимают композиционные портреты — «Молодая певица», «Кеманчист», «Тарист». В них обнаруживается стремление автора к созданию правдивого национального образа. Помимо портретных работ, в которых Карягды зарекомендовал себя значительным мастером, он обращался и к монументальной скульптуре.

В 1950 Министерство культуры Азербайджана объявило конкурс на лучший проект памятника Ленину для установки его в комплексе здания Дома правительства. Джелал Карягды выиграл этот конкурс. В 1955 одиннадцатиметровая бронзовая скульптура была установлена.

В середине 1950-х Карягды приступил к работе над памятником азербайджанскому поэту-сатирику XIX века Сабиру, который был установлен в Баку в сквере, носящем имя поэта, в 1958. Образ поэта решен просто, без аффектации, это образ поэта, вышедшего из народа и творившего для народа. Скульптору удалось точно передать портретное сходство. Карягды изобразил Сабира сидящим в спокойной позе с книгой в руках, глубоко задумавшимся. Памятнику свойственны лаконизм форм и выразительный пластический строй.

Памяти героев революции и Великой Отечественной войны посвящены наиболее значительные работы скульптора 1970-х. Лучшие из них: памятник Нариману Нариманову, установленный в Баку (1972), мемориал павшим солдатам в городе Барда (1979), памятник генералу Ази Асланову, воздвигнутый на родине дважды Героя Советского Союза в Ленкорани в 1984.

Джелал Магеррам оглы Карягды стоял у истоков советской азербайджанской школы скульптуры. Созданные им памятники украшают города и села республики, он запечатлел в высокохудожественных образах многих известных людей своей страны.


СССР, 1962, Памятник Сабиру в Баку

СССР, 1985, Памятник Сабиру в Баку

СССР, 1985, Памятник Нариманову в Баку

СССР, 1990, Памятник Нариманову в Баку

СССР, 1976.11.22, Памятник Сабиру в Баку

СССР, 1977.08.17, Памятник Нариманову в Баку

Реклама:

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня