Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Словацкий (Słowacki) Юлиуш
(1809—1849)

Словацкий (Słowacki) Юлиуш (1809—1849)

Польский поэт. Родился в семье профессора. Окончил юридический факультет Вильнюсского университета (1828). Уже ранние поэмы Словацкого носят романтический характер («Гуго», 1829; «Ян Белецкий», 1830). Первые драмы Словацкий — попытки создания трагедии политических конфликтов и человеческих страстей («Мария Стюарт», 1830; «Миндовг, король литовский», 1831). На польское восстание 1830—1831 Словацкий откликнулся циклом патриотических стихов («Ода к свободе», 1830). С 1831 жил в эмиграции. Умер от туберкулеза.

Наряду с Мицкевичем Словацкий — наиболее полный выразитель идей революционного романтизма. Лирическим шедевром Словацкого стала поэма «В Швейцарии» (опубликована 1839). В 1840-е Словацкий создал польский романтический театральный репертуар. В поэмах («Ламбро», 1833; «Ангелли», 1838), драмах и трагедиях («Кордиан», 1834; «Горштыньский», написана в 1835, опубликована в 1881) критически освещал роль шляхты в освободительном движении; в политической лирике выступал против клерикализма, за идеи народной революции («Ответ на «Псалмы будущего», 1845—1848). Словацкому принадлежит цикл драм сказочно-фантастического характера («Балладина», 1834, опубликована 1839; «Лилла Венеда», 1840). Реалистические тенденции сказались в драме «Фантазии» (1841). В лирике Словацкого доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости («Гимн», 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 1839—1840). Как прозаик выступал с фрагментами исторической прозы. Вершиной его творческих исканий стала поэма «Бенёвский» (1840—1841, неокончена, опубликована 1841), отмеченная виртуозным стихотворным мастерством. В поздних драмах Словацкого при наличии мистико-религиозного элемента не исчезают ни патриотические стремления («Ксёндз Марек», 1843), ни интерес к социальным конфликтам («Серебряный сон Соломеи», 1844). Лирика Словацкого середины 1840-х обретает космическую образность, пророческую страстность, она пронизана напряжённым ожиданием революционного взрыва. Синтезом философско-исторических взглядов Словацкого должна была стать эпопея «Король-Дух» (незакончена). В России Словацкий долгое время был мало известен. На рубеже XIX—XX веков им заинтересовались русские символисты (Бальмонт, Брюсов). Лучшие переводы (Ахматовой, Пастернака, Мартынова) появились после 2-й мировой войны.


Польша, 1927, Юлиуш Словацкий

Польша, 1947, Выспяньский, Словацкий и Каспрович

Польша, 1947, Выспяньский, Словацкий и Каспрович

Польша, 1948, Польская культура

Польша, 1949, Юлиуш Словацкий

Польша, 1962, Юлиуш Словацкий

Польша, 1978, Юлиуш Словацкий

Польша, 2009, Юлиуш Словацкий

Польша, 2009.08.31, Варшава. Юлиуш Словацкий

Польша, 1938, Юлиуш Словацкий

Польша, 1963, Декорация к «Стойкому принцу»

Польша, 1965, Декорации к «Кордиану»

Польша, 1965, Хелена Моджеёвская в роли Марии Стюарт

Польша, 1968, Юлиуш Словацкий

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня