Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Федотов Павел Андреевич
(1815—1852)

Федотов Павел Андреевич (1815—1852)

Русский художник, один из крупнейших мастеров русского романтизма. Родился в Москве в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826—1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. В 1835—1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А. И. Зауэрвейд и Карл Брюллов. Выйдя в отставку (1844), отчасти по совету баснописца Крылова, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни». Испытал большое влияние Хогарта и голландского бытового жанра XVII века.

К его раннему периоду относятся детальные акварельные портреты сослуживцев и сцены полковой жизни, порой сатирические («Брань под Смоленским кладбищем», около 1840, Третьяковская галерея, Москва). Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы (разоблачающая мздоимство акварель «Передняя частного пристава накануне большого праздника», 1837, там же, а также сепии 1844—1846). Готовил вместе с гравером Е. Е. Бернардским журнал карикатур, нарисовав для него около 30 композиций с текстом, однако арест Бернардского по делу петрашевцев (1849) помешал осуществлению этого замысла.

Добродушная ирония, господствующая в «староголландски»-бытописательных, небольших по масштабу федотовских шедеврах «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849—1850), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в «Разборчивой невесте» на сюжет басни Крылова (1847; все работы — в Третьяковской галерее). Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во «Вдовушке» (1851, Художественный музей, Иваново). В картинах «Анкор, еще анкор!» (1851, Третьяковская галерея) и незавершенных «Игроках» (1852, Музей русского искусства, Киев) доминирует чувство фатального абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму («Н. П. Жданович за клавесином», 1849, Русский музей, Петербург). Ценным комментарием к его живописи и графике служат мелодраматично-задорные тексты самого мастера («Записки П. А. Федотова о его жизни», около 1849, пояснения к картинам, записные книжки, письма). Он писал также лирические стихи, сочинил несколько романсов и музыку к ним. Используя традиции народного творчества Федотов сочинял стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках.

В 1852 у художника обнаружились признаки острого психического расстройства. Умер Федотов в Петербурге 14 ноября 1852.


СССР, 1952, Павел Федотов

СССР, 1965, «Сватовство майора»

СССР, 1973, «Вдовушка»

СССР, 1976, «Свежий кавалер»

СССР, 1976, «Разборчивая невеста»

СССР, 1976, «Завтрак аристократа»

СССР, 1976, «Игроки»

СССР, 1976, «Прогулка»

СССР, 1976, Павел Федотов

СССР, 1965, Павел Федотов

© 2003-2019 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня