Philatelia.Ru
RussianEnglish
Авторский проект Дмитрия Карасюка

Philatelia.Ru / Художественная литература / Сюжеты /

Справочник «Сюжеты»

Карим Ханиф (псевдоним; настоящее имя Ханиф Каримович Каримов)
(1910—1983)

Карим Ханиф (псевдоним; настоящее имя Ханиф Каримович Каримов) (1910—1983)

Башкирский поэт Ханиф Карим родился в деревне Верхние Киги. Начальное образование получил в школе родной деревни, позднее, в 1929 окончил неполную среднюю школу. Один год проучился в институте Народного просвещения, затем перешел на работу в редакцию газеты «Ленинсы». Больше двух лет Ханиф Карим выполнял обязанности ответственного секретаря и заместителя редактора редакции газеты «Ленинсы» и «Молодой коммунар». В 1932–1934 служил в рядах Красной Армии. Потом учится в Башгоспединституте. В 1937 он был назначен ответственным редактором журнала «Октябрь».

С первых дней войны Ханиф Карим добровольцем ущел на фронт. Ему довелось участвовать в тяжелых боях под Москвой, в освобождении Калининской, Смоленской областей, Белоруссии, Литвы, дойти до Германии. Во второй половине 1945 Ханиф Карим служил на Дальнем Востоке. Награжден орденом Красной Звезды, боевыми медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией». После демобилизации, с осени 1946 по 1959, он работал ответственным секретарем Союза писателей Башкирии.

Ханиф Карим пришел в литературу в 1930-е. Первый сборник стихов «Песня сторожевого» молодой поэт выпустил в 1934. Через два года увидела свет его вторая книга «Торжество». В своих стихах Ханиф Карим восславлял коммунистическую партию, гений Ленина, выражал чувства благодарности, воспевал героику социалистического строительства, героев труда, счастливую жизнь народа, строящего новое общество. В поэме «Девушка» (1935) историко-фольклорного типа он раскрывает отношение общества к женщине. Основное внимание уделено дореволюционному положению женщины, ее судьба при социализме описана в эпилоге. Основной пафос поэмы заключался в критике капиталистического общества, угнетающего человека.

В книгу «Солнечная страна» (1939) Ханиф Карим включил произведения, воспевающие Родину, партию, народ, характеризующиеся страстной патетикой, торжественностью интонаций, яркостью красок, символическими образами. Поэзия Ханифа Карима, раскрывающая общественно-политические темы, характеризуемая историзмом повествования, масштабностью образов, сочетанием лирики с публицистикой, ораторской интонаций, свидетельствовала о развитии в его творчестве публицистического стиля, близкого к стилю Маяковского. В балладах Ханифа Карима в конце 1930-х на патриотическую тему, воспевающих романтику подвига, воссозданы героические образы защитников Родины.

Стихи-отклики Ханифа Карима, написанные в первые дни войны, носили агитационно-призывной характер, характеризовались повышенно-эмоциональным накалом и публицистичностью стиля. Широкую известность получила его «Песня гнева», призывающая весь советский народ встать на защиту Отчизны. Образ Родины, ставшей центральным в военной лирике, решается в поэзии Ханифа Карима в лирическом плане («Моя республика», «Люблю тебя, жизнь!»). В его фронтовой лирике нашли отражение солдатский быт и духовный мир воина. Он прежде всего видит суровые, трагические картины войны, стремится к реалистическому их изображению. В стихах, вошедших в книги «Стихотворения» (1942), «Любовь не знает смерти» (1993), «Военные дороги» (1944), отразилось непосредственное, эмоциональное ощущение родной земли, в них органически вплетены реалистические детали, патетика, лиризм. «Баллада о Салавате» Ханифа Карима являлась героико-романтическим произведением высокого эмоционального накала.

В годы войны он, будучи корреспондентом фронтовой газеты, успешно работал и в жанрах прозы. В рассказах, очерках из книги «Любви нет смерти» (1943), в серии очерков «Родина зовет» (1941), отображается ненависть к фашистским захватчикам, готовность советского народа отстоять свою свободу и независимость, его патриотизм. В очерках Ханифа Карима «Мой земляк», «Хисамутдинов Ишбульды», «Гостинец» (1943) отображены яркие эпизоды войны, в которых, как в фокусе, проявляются характерные черты советских солдат. В книгах стихов и поэм «Стихи и поэмы» (1944), «Светлая звезда» (1949) основным мотивом было воспевание радости возвращения солдата освободителя на Родину к мирному труду. В стихотворениях «Советский человек», «Шофер торопится», «Памятник» выражены светлые идеалы солдата мира, человечность людей поэт видит прежде всего в сознательном отрешении от спокойной жизни ради общего благоденствия. В поэме «Светлая звезда» (1949) тема дружбы народов приобретает большое значение в определении истоков победы Советской армии и психологической мотивировки конкретных военных событий, достаточно много места отведено обобщенно-поэтическому образу Москвы, олицетворяющему образ Родины.

Герой лирики Ханифа Карима 1960—1970-х охвачен борьбой за народное счастье. Основное идейное содержание сборников стихов «В гору» (1958), «Шумят дубы» (1963) может быть выражено стихотворением «Песня о счастье». Поэт утверждает, что счастье не только в великих подвигах, но и в преодолении реальных трудностей. Высокая публицистическая патетика свойственна многим его произведениям. Книгам стихов «Лесная тропа» (1965), «В стране молодости» (1967), «Урал говорит...» (1971), «Узоры родной земли» (1978) характерен также публицистический пафос, мотивы самоотверженной преданности делу партии и народа, увлеченность романтикой подвига.

В целом произведения Ханифа Карима последних лет способствовали идейной активизации башкирской поэзии. Поэт упорно и плодотворно работал над разнообразием ритмико-интонационного звучания стиха, по использованию различных рифм и строф. Он успешно переводил стихи Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, Шевченко, Маяковского, польских поэтов. Он часто выступал в печати с публицистическими и критическими статьями. К сожалению, остался неизданным труд его многих лет – сборник, куда Ханиф Карим включил повесть «Гнездо беркута», всю свою военную прозу и публицистику. Не успел он дописать и повесть о своем земляке и фронтовом друге генерале Рафгате Валиеве.

За заслуги в области литературы Ханиф Карим награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Дружбы Народов». Ему присуждено звание заслуженного работника культуры Башкортостана. Умер Ханиф Карим в возрасте 73 лет 26 августа 1983. Похоронен он в Уфе на Мусульманском кладбище.


Россия, 2010, Ханиф Карим

© 2003-2024 Дмитрий Карасюк. Идея, подготовка, составление
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня